Россия - страна возможностей!
Методические рекомендации

Рекомендации по составлению сметы расходов на реализацию проекта для молодежных и детских общественных объединений и высших учебных заведений (PDF, 607 КБ)


Требования, предъявляемые к финансовой отчетности физических лиц, которым были выделены гранты по итогам открытых конкурсов (PDF, 529.54 КБ)


Ключевые условия реализации гранта победителями Конкурса (PDF, 186 КБ)


Критерии оценки и порядок определения победителей (PDF, 260 КБ)


Рекомендации по заполнению заявки (PDF, 278 КБ)


Рекомендации по составлению сметы для физических лиц и молодежных коллективов (PDF, 588 КБ)


Методические рекомендации Для участников Конкурса Молодежных коллективов (PDF, 1.88 МБ)


Методические рекомендации ВУЗЫ (PDF, 5.44 МБ)


Анкета для публикации в рубрике «История успеха» - Рекомендации (PDF, 438,15 КБ)


Анкета для публикации в рубрике «История успеха» - Для заполнения (DOC, 54 КБ)


Формы отдельнах документов


Инструкция - Методические рекомендации


Конкурсная документация


Методические рекомендации по подготовке


Объявление о проведении конкурса


Шаблон заявки на участие в конкурсе

Детализированная смета расходов
заключительным этапом разработки проекта является подготовка бюджета (сметы расходов). Определяющим фактором при бюджетировании является оптимальность финансирования, соответствие заложенных финансовых затрат мероприятиям, запланированным в ходе реализации проекта. Составление бюджета может быть творческим процессом, однако должно основываться на реалистичных предположениях. На данном этапе на основе разработанного реального календарного план-графика рассчитывается стоимость проекта с указанием всех расходов по проекту. В смету включаются не только прямые расходы на закупку необходимых материалов, инвентаря и т.д., но и предполагаемые средства на оказание услуг (изготовление печатной продукции, приобретение канцелярских принадлежностей, услуги привлеченных специалистов, транспортные расходы и т.д. – каждая категория расписывается детально, если канцелярские товары, то прописывается каждая позиция: ручки, карандаши, количество штук и стоимость).
Мультипликативность
(мультипликативный - получаемый через умножение, перемноженный, множественный в сущности) в данном разделе необходимо указать как будет (если будет) распространяться опыт по реализации проекта в других регионах, т.е. каким образом можно растиражировать Ваш положительный опыт реализованного проекта. Возможно, рассмотреть эффект международного или межрегионального распространения опыта реализации проекта.
Как правильно сформулировать цель проекта
Целями проекта являются
  • продукт, который следует произвести;
  • услуга, которую следует оказать;
  • результат, которого следует достичь.

Цель проекта – разрешить указанную проблему, она должна быть достижима в принципе, а так же в обозначенные сроки и при тех затратах, которые указаны в бюджете. Цель проекта – это получение ожидаемых изменений ситуации в обществе в результате выполнения проекта.
При формулировки цели опирайтесь на стандарт постановки целей, который задает требования к эффективно сформулированной цели, т.е. на SMART-анализ.
S – Specific (специфичность – уникальность). Цель нужно описать простыми словами, чтобы была понятна уникальность проекта. Необходима конкретика, чтоб можно было сравнить результат проекта с целью
M – Measurable (измеримость). Цель должна быть измерима количественно. Необходимо в цели задать основополагающие параметры запланированного результата, чтобы в ходе реализации проекта можно было контролировать процесс достижения результата.
A – Appropriate (уместность). Цель должна быть уместной, актуальной в данное время и соответствовать стратегическим задачам и перспективам организации.
R – Realistic (реалистичность). Реалистичность цели означает реальную возможность достижения цели с ресурсами, имеющимися в организации и техническим прогрессом. Например, торговать фейерверками на солнце не реалистично.
T – Time bound (ограниченность во времени). В цели указываются временные рамки проекта, то есть дата начала и окончания проекта.
Календарный план реализации проекта
Основная цель планирования заключается в разработке плана проекта.
С учетом уточненных целей определяется объем и виды предстоящих работ – тех видов деятельности, которые необходимы для достижения конкретных результатов (конечных продуктов нижнего уровня).
На всех стадиях проектирования производится многократное уточнение планов путем перехода от более укрупненного описания предстоящих работ к более детальному. Затем производится оценка длительности планируемых работ и составляется календарный план-график, содержащий сведения о работах, последовательности и времени их выполнения.
Критерии оценки проекта
  • Актуальность и социальная значимость проекта
  • Логическая связанность и реализуемость проекта, соответствие мероприятий проекта его целям, задачам и ожидаемым результатам
  • Инновационность и уникальность проекта
  • Соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватность, измеримость и достижимость таких результатов
  • Реалистичность бюджета проекта и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта
  • Масштаб реализации проекта
  • Собственный вклад и дополнительные ресурсы, привлекаемые на реализацию проекта, перспективы его дальнейшего развития
  • Опыт успешной реализации проектов по соответствующему направлению деятельности
  • Соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности
  • Информационная открытость, публичность
Методы реализации проекта
В данном разделе описывается то, что именно заявитель планирует сделать, чтобы выполнить задачи. Методы – это пути и способы достижения цели: Кто? Когда? Где? Как? В какой последовательности? Что делает?
Виды деятельности могут включать такие знакомые пункты как:
  • разработка образовательной программы;
  • поиск партнеров;
  • разработка и выпуск печатной продукции,
  • проведение конференций,
  • разработка сайта, и т.д.

Наиболее важный вопрос — имеют ли предложенные виды деятельности четкую и возможную причинную связь с поставленными задачами. Эксперт должен суметь найти в заявке подтверждение следующему: Если проводится деятельность А, то задача Б будет выполнена.
Механизм подачи заявки на грант
Выбор номинации – Создание проекта – Регистрация в АИС «Молодежь России» - Подача заявки – Экспертная комиссия – Победа! – Отчетность.
Ожидаемые результаты
в этом разделе должна содержаться конкретная информация (с указанием количественных и качественных показателей) о результатах проекта.
Данный раздел содержит подразделы:
количественные показатели - описываются все количественные результаты проекта (количество участников семинара, количество выпущенных методических пособий и т.д.).
качественные показатели – те качественные позитивные изменения, которые прои­зойдут в результате реализации проекта (например, уровень знаний участников проекта).
Так, с помощью ожидаемых результатов можно проверить достижимость и правильность постановки любой цели.
Основные целевые группы, на которые направлен проект
это те, на кого воздействует проектная команда при реализации проекта. Целевая группа - это будущие участники проекта, они же - благополучатели (это те люди, чья жизнь каким-то образом улучшится с помощью проекта), клиенты, получатели услуг, бенефициары и пр.
В данном разделе должно присутствовать описание возрастной категории (или отсутствие возрастных рамок), для которых будет осуществляться проект; социальный статус потенциальных участников проекта. Не менее важно четко указать численность ваших целевых групп. Оценивайте ваши силы - не завышайте и не занижайте чрезмерно размер ваших целевых групп по проекту. Любое число целевой аудитории проекта должно быть обоснованным и реальным.
Проект
это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов.
Проект может существовать в двух формах
  1. Как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории.
  2. Как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
Раздел «География проекта»
предполагаемый уровень охвата территории при реализации проекта. Включает в себя масштаб реализации проекта: федеральный, окружной или региональный, а также указание наименования субъектов Российской Федерации, городов или населённых пунктов, в которых будет реализовываться проект.
Раздел «Краткая аннотация».
Аннотация должна содержать исчерпывающую информацию о проекте, это изложение проекта, повторяющее все части полной заявки (по 1-2 предложения на каждую часть). Из аннотации должно быть обязательно видно: кто будет реализовывать проект, проблемы, на решение которых он направлен, задачи, целевая группа, с которой Вы намерены работать, но и это еще не всё. Необходимо отразить, каким образом, и какими методами вы намереваетесь его реализовывать. Какой получите результат. Как будете продолжать реализовывать проект в дальнейшем, когда закончится финансовая поддержка.
Структурно, аннотация должна быть поделена на следующие разделы:
  • Актуальность рассматриваемого проекта (решаемой проблемы);
  • Пути решения проблемы (необходимо перечислить конкретные шаги, направленные на решение существующей проблемы);
  • Результаты (в данном разделе представляются количественные или качественные результаты реализации проекта);
  • Вывод (в заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, насколько проведенная работа расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложило новое решение существующей проблемы);

Краткая аннотация не содержит детального описания целей и задач проекта, количественных показателей и сроков реализации проекта. Данные критерии описываются в последующих графах.
Раздел «Описание проблемы»
Опишите конкретные проблемы, решению/снижению остроты которых посвящен проект. Каждая проблема должна быть решаема в рамках проекта и носить конкретный не глобальный характер. Дайте обоснование социальной значимости и остроты каждой проблемы в настоящее время, ссылайтесь на факты и статистические данные, мониторинг проблемного поля, результаты опросов (анкетирований), которые Вы провели. Укажите возможные качественные/количественные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта, основываясь на результатах ваших предыдущих проектов и деятельности.
Чтобы раскрыть данные раздел, опирайтесь на описание актуальности проекта для молодёжи, соответствие его «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), «Стратегии инновационного развития России до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р).
Что такое задачи проекта?
Задачи — конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую Вы описывали в разделе «Описание проблемы». Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления Вашего проекта. Из правильно поставленных задач достаточно легко сформулировать результаты, подтверждающие достижение цели.
Задачи должны быть логически и эмпирически направлены на достижение этой цели. Что еще более важно, задачи должны быть напрямую связаны с эффективным осуществлением деятельности по проекту.
Раздел по задачам в заявке является первым этапом (уровнем), на котором эксперт уже ожидает увидеть определенную степень точности, ясности и измеряемости. Если формулировка задач нечеткая, выражена общими словами, построена недостаточно логично, и вообще выполнение задачи не может быть никоим образом оценено, эксперт может принять решение вернуть заявку без дальнейшего анализа.
Последовательность задач
  1. Выявление и анализ ресурса
  2. Создание продукта (услуги)
  3. Продвижение продукта (услуги)
  4. Приращение, прибавление стоимости ресурса
  5. Накопление, выявление новых ресурсов